Архив категории »Родители-дети «

Советы психолога для деловых мам

Советы психолога для деловых мамБольше всего ребенку нужна мама и ее внимание. Но следует задуматься, всякое ли внимание идет во благо. Иногда оно может быть навязчивым и не действенным. Очень эмоциональные мамы перенимают на себя всю чувственную сторону жизни ребенка. Нельзя сказать, что ребенку не нужна ласка. Очень нужна, но помимо этого с ним нужно разговаривать и, что наиболее важно, слышать его. Если ребенка любят, заботятся о нем и оберегают, но не видят в нем собеседника, он просто объект воздействия. Тогда как он — субъект, личность, равный вам человек, но со своими проблемами, которые нужно уметь понять и отзываться на них с первых дней жизни. И не думать о таких запретах, как: «не приучать к рукам», «не баловать» и т. п. Когда ребенок подрастает, давайте ему только игрушки, если он пытается играть с посудой или предметами быта. Это ведь замечательно. Уберите опасное и хрупкое, и пусть он свободно познает мир.

Вместе с всесторонним познанием мира ребенку нужны и различные привязанности. Обычно мама, к тому же та, которая привыкла руководить на работе, с ребенком тоже хочет быть самой главной, а зачастую и единственной, полагая, что общения с ней ребенку вполне достаточно. Но это очень неправильное представление. Так устроен мир, что если ты делаешь выбор, то что-то предпочитаешь, а от чего-то отказываешься. Все самое лучшее, что есть у вас, вы предать ребенку не сможете. Значит необходимо понять, что что-то он возьмет и от других. Сразу же встает вопрос о влиянии няни. Не очень хорошо, если у этой няни старомодные устои, взращенные на советских понятиях о воспитании. Раньше считалось, что это объект, на который нужно воздействовать педагогическими методами и принуждать к чему-то. Установка гуманистической психологии гласит, что ребенок — равный вам человек, и ничего из него делать не надо. Ребенка не надо учить, его надо уметь слушать.

Ребенку хорошо, когда его потребности понимают. И одна из наиболее важных — свобода получать впечатления и исследовать мир. Понимая свои возможности, он сам постепенно поднимает планку. Маленьким он хочет залезть повыше на дерево, подрастая — убежать в соседний двор, о совсем старше — попробовать сигарету. И в таких ситуациях большое значение имеет то, как поведут себя родители. Запреты и нотации, а тем более скандалы не помогут. Чтобы ребенок пришел к определенным выводам, он должен видеть перед собой пример.

Как играть с агрессивными детьми

Как играть с агрессивными детьмиЕсли ребенок агрессивен, необходимо на первых порах подбирать такие игры, которые помогут ребенку выплеснуть из себя этот гнев. По мнению некоторых специалистов, такой способ малоэффективен и может привести к еще большему проявлению агрессивности. И довольно большой опыт проведения игровой терапии, показывает, что в первые занятия ребенок может действительно стать более агрессивным, родители должны быть готовы к этому.

Но уже на 4—8 занятии, расплескав весь свой гнев, ребенок становится более спокойным. Если педагог в одиночку не может справиться с агрессивным ребенком, желательно проводить работу вместе с психологом.

Снижению различного рода агрессии (вербальной и невербальной) способствуют такие игры, которые являются некоторым способом разрешенного выплескивания гнева, это «Обзывалки», «Два барана», «Рубка дров», «Толкалки», «Жужжа», «Тух-тиби-дух», «Да и нет», «Ворвись в круг».

Рекомендуется включать в совместные игры агрессивных детей с неагрессивными. Воспитатель при этом должен находиться рядом, чтобы помочь детям в случае возникновения конфликта.

Для этого полезно вместе обсудить событие, приведшее к конфронтации. Затем необходимо принять совместное решение о том, как лучше всего выйти из такого положения. Агрессивные дети, слушая неагрессивных, будут расширять свой поведенческий набор, а наблюдая в игре, как другие ребята избегают конфликтов, как безболезненно они реагируют на чужой выигрыш, как спокойно отвечают на обидные шутки и слова, маленькие «агрессоры» поймут, что физическая сила совсем не обязательна, если хочешь добиться чего-нибудь.

Условие-ловушка: если будешь вести себя хорошо…

Условие-ловушка:  если будешь вести себя хорошо…Зачастую слово «хороший» в устах родителей звучит как похвала. Родители убеждают ребенка стать «хорошим», не уточняя, что конкретно от ребенка требуется. Сказав: «Будь хорошим, а то…» для взрослых обычное предупреждение. Но ребенок в таком случае просто теряется или немедленно убеждает, что будет хорошим, практически ничего конкретного при этом не обещая.

Таким образом, необходимо точно определить, что именно вы хотите, дать руководство к действию. Не следует говорить: «Вот хорошая девочка!», гораздо понятнее будет «Спасибо, что помогла помыть посуду». Не рекомендуется применять сравнения: «Почему ты совсем не похож на сестру?». Ребенку это ничем не поможет. Обещание «Если будешь хорошим…» намного лучше заменять просьбой: «Подожди, пожалуйста, я закончу дела и помогу тебе».

В том случае, если нужно запретить ребенку что-либо делать, произносить банальную фразу: «Это нельзя!» не стоит, лучше направить ребенка на более конструктивные занятия, то есть порекомендовать, что «можно». При желании взрослый сам может понять, что именно его недовольство, нетерпение и раздражение ведет к тому, что его общение с ребенком принимает отрицательный характер.

Это в обязательном порядке необходимо контролировать, потому что склонность к «нельзя» образует одинаково негативную атмосферу как для детей, так и для взрослых. Некоторым взрослым иногда кажется, что общение с детьми – это постоянное раздражение, контроль и вмешательство, без присутствия какой-либо радости и удовлетворения. В свою очередь дети тоже чувствуют, может даже подсознательно, что, слыша все время одни упреки, нет никакого смысла стараться вести себя лучше. К тому же они привыкают, что плохое, с точки зрения взрослых, поведение намного больше привлекает их внимание.

Количество «нельзя» необходимо сократить как можно больше, продумав при этом, какое поведение необходимо прекращать, а на какое сознательно не обращать внимания.

Иногда детям можно дать сами выбрать, как себя вести. К примеру, ребенку, который хочет побежать к дороге, предложите самому выбрать – держаться, как большому, за руку, или как малышу, за веревочку. Любой его выбор исключает возможность выбежать на дорогу и таким образом попасть в опасную ситуацию.

Карманные деньги

Карманные деньгиКарманные деньги — это те деньги, которыми ребенок полностью распоряжается и может потратить их на свое усмотрение. Если ребенок имеет свои деньги, он чувствует себя равноправной личностью в мире взрослых. Он должен хоть иногда покупать самостоятельно то, что ему нравится, в противном случае, ребенок будет испытывать отрицательные эмоции. В его характере может появиться комплекс неполноценности, жадность, зависть к другим детям.

Противники карманных денег считают, что все необходимое маленькому ребенку должны покупать взрослые, поскольку он не может самостоятельно сделать правильный выбор и взять на себя ответственность. По их мнению, собственные деньги избалуют ребенка и сделают его капризным и не ограниченным в своих желаниях. Частично правы обе точки зрения, просто в каждом случае нужна золотая середина.

Карманные деньги становятся нужны ребенку, когда он начинает ходить в школу. Начиная давать ребенку деньги, сделайте это по своей инициативе, а не так, чтобы это выглядело как уступка его шантажу. Иначе это войдет в привычку. Сумма зависит от благосостояния вашей семьи, но по определению таких денег не должно быть много. С момента перехода на денежные отношения, обязанности ребенка должны быть увеличены. Если быть взрослым, то во всем.

Очень плохо, если родители пытаются откупиться карманными деньгами от проблем, связанных с ребенком. Очень часто так поступают отцы – бизнесмены, как бы утверждаясь, таким образом, перед детьми.

Если же вы решили не давать пока ребенку карманные деньги, не отказывайте ему грубо, а объясните причину отказа. Нельзя связывать это с оценками и к домашними поручениями. Ребенок в скором времени не захочет ни учиться, ни что-то выполнять по дому без соответствующей «оплаты».

Выдавая ребенку деньги, необходимо приучать его, что деньги зарабатываются.

Приучаем ребенка к горшку

Приучаем ребенка к горшку Процесс приучения ребенка к горшку это один из самых важных этапов в развитии малыша. И от того каким он будет полностью зависит от родителей. Многие мамы входят в заблуждение, когда считают, что если они раньше начнут сажать ребенка на горшок, то тем быстрее он научится им пользоваться. Но как показывает практика, это не совсем так, ведь туалетные навыки формируются в определенном возрасте.

Конечно же, научить ребенка свободно передвигаться по комнате в год достаточно сложно, что уже говорить о том, чтобы читать и говорить в два года.

Но для того, чтобы обучение приносило какую-то пользу, необходимо для начала проверить, насколько ваш ребенок готов к этому как физиологически, так и психологически. Многие педиатры утверждают, что правильная оценка готовности малыша к обучению это и есть первый шаг к успеху. Наверняка по советам подруг или мамы вы не раз пробовали посадить ребенка на горшок в возрасте до года и именно в этот момент впервые столкнулись с трудностями. Вероятное объяснение вашей неудачи является отсутствие готовности ребенка к обучению, и вовсе не уровень умственного развития. Если ваш малыш не готов учиться физически, то абсолютно любые попытки посадить его на горшок будут сопровождаться плачем и капризами.

Как правило, зарубежные и Российские педиатры начинать приучение к горшку рекомендуют в возрасте около 18 месяцев. Именно этот возраст дает вам знак, что ребенок уже и физиологически и психологически развит, и сознательно может контролировать мышцы мочевого пузыря и кишечника. Кроме того, более внимательные родители наверняка замечают и другие признаки, которые дают понять, что это и есть оптимальное время для начала обучения. Об этом в полной мере может свидетельствовать способность ребенка оставаться сухим, попытка подражать взрослым, когда кто-то пользуется туалетом, а также умение снимать с себя одежду и показывать, что подгузник промок или испачкался, и что пришло время его поменять.

Как правильно читать книги ребенку

Как правильно читать  книги ребенку Чтение книг малышу – незаменимый способ развития образного мышления и интеллекта ребенка. Именно с помощью книги родители смогут объяснить своим детям, что такое щедрость, дружба, доброта и благородство. Выбор книги зависит от возраста вашего ребенка. Самым маленьким (с рождения до 6-ти месяцев) лучше начинать с простых детских стихов и песенок.

Младенцы, еще не понимая смысла слов, уже будут реагировать на ритм и интонацию голоса мамы. У малыша, таким образом, формируются самые важные эмоции – если мама говорит игриво, он будет вместе с ней улыбаться, если будет серьезной, он будет следовать ее примеру.

Вашему ребенку уже полгода, и он начинает активно работать своими ручками. Теперь книжка должна быть в то же время и игрушкой. Ребенок будет ощупывать книжку, пробовать ее на вкус и рассматривать картинки. Таким образом, он откроет для себя новые ощущения. Иллюстрации должны быть яркие и крупные, текстурные и по возможности, «говорящие». Например, котенок при прикосновении будет мяукать, а песик — лаять. Хорошо, если книга будет наигрывать простенькие мелодии, не слишком громкие и быстрые.

Чтобы помочь малышу понять такую книгу, возьмите его на руки, вместе полистайте книжку, вместе нажимайте на картинки и радуйтесь. Если на страницах есть стишки, читайте громко и неспешно.

Малыши до года не способны долго концентрироваться на одной и той же книге. Не требуйте от ребенка внимания, а лучше купите сразу несколько подобных книг. Все они должны быть рядом с малышом, чтобы он мог с легкостью дотянуться от одной к другой. Если же вы заметили, что ребенку уже совсем не интересно играть с книгами, уберите их. Поиграйте с другими игрушками, и уже через время он снова с удовольствием будет играть с книгами.

Родители-дети

Бесспорно, именно мама и папа в большинстве случаев становятся теми личностями, которые влияют на восприятие ребенка, ощущение самого себя.

В силах каждого родителя возвысить у малыша мнение о самом себе, порой до высот ненужных, или «забить», запугать ребенка до крайности.

Ни в том, ни в ином случае, не будет разговора о счастье – выросшая под неправильным воздействием личность будет подавлена собственными комплексами. Часто именно мама создает предрасположенность к определенным проблемам и комплексам, и даже у взрослых детей порой именно родители буквально отнимают счастье.

Не стоит впадать в крайность в любой области – это самый главный совет, который вообще можно дать родителям. Да, детей до определенного возраста нельзя оставлять на самих себя, разрешать все подряд, но и отбивать стремление познать мир, выразить себя – запрещено.

А ведь именно этим мы и занимаемся, когда пытаемся «оградить» и «спасти» от мира, наущая, якобы, от собственного опыта чад неразумных. Но счастье – это постижение много своими силами, и без личных ошибок и походов «вниз» ребенок не узнает цену взлетам, самостоятельным достижениям, победам, а значит, не узнает и цену собственного счастья.

Плохое поведение

Ни для кого не секрет, что отрицательное поведение – это настроение, полностью испорченное не только родителям – сами дети также чувствуют дискомфорт, когда не могут вести себя адекватно.

На самом деле, бороться с плохими моментами не стоит, их нужно понять – и они исчезнут.

Изначально важно выяснить причину, из-за чего возник негатив, быть может, что-то рассердило малыша, или ему нужно добиться внимания.

Но первоначально – смотрим на себя, да, именно пример родителей часто под копирку списывается малышом, и если папа дома ругается матом, объяснять ребенку, что так делать нельзя – 100% бесполезно.

Отсутствие внимания – это причина несчастья и плохого поведения, быть может, малыша кто-то обидел, и он не знает, как попросить защиты, или он набедокурил, и боится наказания. Чтобы плохого поведения не возникало – займитесь его профилактикой, ежедневно сообщая ребенку о том, что, например, сегодня он не будет капризничать – вы так видели во сне.

Или то, что сегодня он пойдет в библиотеку и подготовит доклад по географии, как задал учитель – изначально заданная хорошая программа, позитивная, влечет и аналогичное поведение. Минимально, что нужно постоянно говорить ребенку, так это то, какой он хороший и исключительный.

Поощрение и помощь

Каждый взрослый знает, что счастье – это, в том числе, и приятный вкус победы, сознание собственной значимости, умений.

В задачи родителя входит первоначально помощь в том, чтобы научить детей ставить реальные цели, те, которых можно добиться, и напротив, если цель поставлена – к ней нужно идти.

Здесь же можно говорить о деятельности вместе с ребенком, попутно будет выполняться две вещи – малыш получит должное внимание, и научится работе в команде – только не давите авторитетом!

Далее следует поощрение детских идей и увлечений, не стоит забывать собственное детство, и в том случае, если вы сами строили на деревьях домики, не запрещайте делать этого сыну, в адекватном возрасте, конечно.

То же самое касается и всевозможных коллекций, стремлений заниматься спортом – если есть огромное желание, рвение, его нужно поощрять, иначе в будущем и желаний-то не будет. Отбить стремление жить, и уничтожить счастье, можно в пару минут, а вернуть все – крайне сложно.

Нужно понимать, что увлечения родителей могут радикально не совпадать с тем, что хочет ребенок, и, скажем, если вы решили учить его иностранному языку, и ребенок жаждет изучать, например, японский – пусть будет так, даже если вы считаете, что от английского языка толка в жизни больше.

Страхи и огорчения

Все мы чего-то боимся, и дети – не исключение, при этом именно они часто избегают нового, несмотря на то, что, казалось бы, должны увлекаться всем непознанным.

Если ваш малыш относится к робкому десятку, не стоит заставлять его проводить исследования насильно, помните, что робость присуща многим живым организмам, не только людям. Осторожный ребенок, на которого взрослые, самые близкие, привесили ярлык «трус», наверняка им и останется.

Меж тем дети, для которых ясно, что тот же пожарник каждый раз боится огня, но геройствует, преодолевая страхи, будут стремиться достичь победы, несмотря на собственные страхи.

Впрочем, тотально помогать малышу, в том числе, избегать провалов также не стоит, и до тех пор, пока, скажем, в песочнице малыши, молча тянут лопатку друг у друга – вмешиваться нельзя. А вот потом стоит подойти к проигравшему – несмотря на незначительный момент, трагедия может иметь огромные масштабы в глазах ребенка.

И еще, категорически недопустимо смеяться над проблемами ребенка, подумайте, ваши сложности на работе не кажутся малышу значительными, но он ведет себя мудрее – не смеется над мамой, когда ей плохо, и многому родители могут поучиться у своих чад.