Обучение складовому чтению по Зайцеву
Младенец, который начинает говорить и пытается что-то сказать, «выдает» сразу целые слоги. Он не произносит отдельные буквы, которые затем нужно мучительно соединять в слоги или слова. На основе этих наблюдений была создана альтернативная привычному чтению система обучения. Речь идет о методике педагога-новатора Николая Зайцева.
Самым известным из его пособий являются «кубики Зайцева», предназначенные для освоения чтения и основанные, как и остальные материалы, на системном игровом обучении. Предпочтительными считаются занятия в группе. Обучение чтению строится на принципе «складов», состоящих из двух букв — согласной и гласной (твердого или мягкого знака). Каждый склад нанесен на отдельную грань кубика. Ребенок находит соответствующие склады и составляет слова.
Все кубики имеет разный цвет, размер, звучание наполнения, что позволяет малышу почувствовать разницу между разными буквами — гласными и согласными, мягкими и звонкими. Идея складов Зайцева была развита петербургским педагогом Воскобойвичем, создавшим складушки: картинки и стихотворная подпись с выделенными складами. Такие кубики с первых занятий учат составлять знакомые слова и читать.