Родительские запреты и указания «не доходят» до ребенка
Научно-технический прогресс, который в нынешнее время проходит очень активно во всех областях нашей жизнедеятельности, конечно же, затронул и воспитание. Многие родители читают самые разнообразные книги о том, как правильнее и эффективнее взаимодействовать со своим ребенком. Давайте рассмотрим на примере одну из базовых вещей, которую психологи и педагоги пытаются нам внедрить в своих книгах – это объяснение ребенку родительских запретов и указаний. Тысячи родителей пытаются пользоваться этим методом и очень удивляются, почему же он не работает. А теперь ответы.
1. Объяснение не соответствует возрасту. Чем младше ваше чадо, тем меньше у него объем внимания и такой же маленький словарный запас. Причины запретов могут и должны объясняться не целым списком всевозможных теорий, а одним лишь словом. К примеру, ситуация: трехлетний ребенок пытается дотянуться к горячему чайнику. Следует реакция родителя – «Нельзя». И дальше потянулась целая цепочка объяснений, чайник только что закипел, он стоит на горячей раскаленной плите, нужно подождать пока он остынет и т.д. За это время малыш просто теряет нить смысла родительских объяснений. Для него вполне достаточно будет услышать 1-2 слова – «Горячо! Опасно!».
2. Помните, дети далеко еще не теоретики, они практики, ведь запас знаний об окружающей действительности у них еще совсем не велик. Пусть ребенок лучше один раз потрогает, чем будет слышать сто раз объяснение, почему так, а не иначе. Опять же можно задействовать пример с чайником, но налить кипяченой воды в чашку, не дав ей нагреться до опасной температуры для юного исследователя. Сначала сами прикоснитесь к ней и быстро одерните руку: «Ой, горячо!» А потом пусть ваш малыш попробует своей ручкой дотронуться до этой же чашки, но так, чтобы он не обжегся, но успел почувствовать дискомфортные ощущение от соприкосновения с горячей температурой.
3. Полное объяснение той или иной ситуации уже не актуально для малыша. Внимание у маленьких детей очень уж быстро перескакивает с одного объекта на другой, чем малыш меньше, тем эта теория вернее. Помните, что ваше чадо способно выслушивать ваше объяснение относительно того или иного родительского запрета, только относительно того объекта, который ему интересен прямо сейчас, в данную секунду времени.