Наказание — это искусство!
Наказание не есть некое действие со стороны того, кто наказывает, это то, что в данный момент происходит в том, кого наказывают. Тот, кто до конца сможет понять эту мудрость, сможет постичь это сложнейшее искусство — искусство наказания. Наказание — это то, что ребенок, которого вы решили наказать, переживает и ощущает. Противоположное ему понятие — поощрение. Это, в свою очередь, приятное удовлетворение. Последующее за определенным поступком или делом. Когда человека поощряют, ему приятно и хочется, чтобы это чувство длилось больше. А для того, чтобы наказание достигло цели, ребенок должен пережить другое чувство — ощущение вины, которое ему захочется быстрее загладить.
Ребенок должен осознавать, что своим действием, поступком он нарушил хорошие отношения с мамой или папой (воспитателем, учителем). Если этого в его душе не случилось, это было не наказание, а обычный акт насилия, причем открытый. Воспитательной мерой такой акт насилия не является. Более того, без осознания вины возникает обида и злость. Они запоминаются, и это очень страшно, потому что имеет свои последствия.
Очень часто на крик в отношении детей толкает мама бессилие в её отношениях с мужем. Это проявление силы, и в этом надо себе признаться.
Правильное наказание имеет три цели. Оно должно исправить, если это возможно, то, что сделано плохо (например, ребенок должен заклеить порванную книгу). Оно должно способствовать не повторению данного поступка. И, наконец, оно должно снять ощущение виновности, провинности. И главным в наказании является именно последнее.
Наказание смывает вину, и тем самым оно является элементом высшей справедливости, но только в том случае, если наказываемый это понимает и принимает. Если наше наказание не укладывается в детское понятие о справедливости, оно не принесет пользы и не станет уроком на будущее.