Как научить ребенка слышать и слушать
Новорожденные малыши не различают речевые звуки и интонации (не понимают речь), этот навык приходит только в общении. До 6-летнего возраста ребёнок лишь «поглощает» и автоматически запоминает все звуки и интонации диалекта родного языка. Не факт, что он внимательно слушает и всё слышит. Специалистами разработаны специальные программы «слуховых» игр, помогающие ребёнку освоить этот процесс.
Без помощи взрослых ребёнок уже к 4 годам осваивает язык своих родителей. Доречевой этап, выражающийся в криках, «улюлюканьях», мычаниях и прочем «детском лепете» уже уходит безвозвратно. Ребёнок усваивает фонемы с развитием его фонематического слуха. Звукоподражание характерно для 1.5-головалового ребёнка, а в 2-летнем возрасте он должен составлять простые предложения. В 3 года словарный запас ограничивают только его способности и социум его пребывания.
Фонематический тип слуха – это понятие, важное при стремлении овладеть речью, после чего следует письменное изучение родного языка. Фонематика – это точность восприятия на слух, различение звуков и анализ услышанного. Возраст 4-5 лет – это наиболее важный период в развитии фонематического слуха малыша и помощь ему можно оказать в игровой форме. Главное – не утомить его и не вызвать отрицательные эмоции, нежелание продолжать игру.