Приказной тон
Кто из нас не грешил в отношении с детьми приказным тоном? Кто в большей, кто в меньшей степени, но все мы иногда переходим на этот, как многим кажется, наиболее короткий путь разрешения конфликта. На самом же деле путь этот куда более длинный, поскольку он постоянно повторяется. Впоследствии тратится масса времени на контроль, напоминание, проверки, тирады… И все это потому, что приказной тон не дает договоренности с ребенком, и ситуация многократно повторяется.
Вместо этого следовало бы один раз потратить больше сил и, куда уж без них, нервов, чтобы этой договоренности все же достичь и более к данному вопросу воспитания со всеми вытекающими раздражением и повышенными тонами не возвращаться. Вполне возможно, обоюдно удобный выход найдется не сразу, возможно, обеим сторонам придется чем-то поступиться (да, в том числе и вам), но ребенок поймет, что с его мнением считаются – это раз. А второе – он несет ответственность за решение, в принятии которого он сам принимал участие.
Все эти затраты времени, душевных сил и корректировка позиций в дальнейшем будет работать, причем на вас же, в многократно повторяющихся ситуациях.
Рассмотрим обычный пример. Допустим, ребенок во время еды имеет дурную привычку вскакивать и бегать к окну смотреть на машины. Это, разумеется, не может не заставлять нервничать родителей. Можно приказать ему сидеть, не вставая, а при непослушании применить обещанное наказание. А можно обсудить с ним ситуацию. Возможно, вы договоритесь, что смотреть в окно он будет до обеда и сразу после. Возможно, вы решите поставить стол возле окна. Главное – не то, как вы решите этот вопрос, а то, что ребенок примет в этом обсуждении участие и вместе с вами вынесет решение, которое впоследствии должен будет выполнять, потому что он принял его сам!