«Погружающая среда» от Марии Монтессори
Итальянский педагог XIX века, доктор медицины Мария Монтессори работала изначально с ослабленными детьми. Ее целью было облегчить им жизнь и в своем развитии догнать сверстников. Для этого она создавала для них «посильные» игрушки. Подход к обучению доктора Монтессори состоит из трех составляющих: ребенок, окружающая его среда и учитель, причем в центре этой системы стоит ребенок, который самостоятельно (!) изучает эту окружающую среду. При этом учитель никогда не навязывает ребенку занятие, а только наблюдает. Если малыш захотел переливать воду из сосуда в сосуд, то воспитатель просто помогает ему. Такое «водное» занятие может продолжаться даже целый день, пока ребенок сам решит переключиться на какое-нибудь другое. Девиз методики Монтессори — «помоги мне выполнить это самому» . Большое значение в этой педагогике придается формированию соответствующих возрасту моторных и сенсорных навыков.
Существуют детские сады, которые работают исключительно по этой методике, а есть такие, в которых созданы группы по Монтессори.
Само по себе исходное оборудование достаточно дорогое, но аналоги не сложно воссоздать дома. Например, в ванной — переливание воды из бутылочек в баночки, на кухне – перебирание гороха и чечевицы или «упражнения Золушки» на улице.
В группы по Монтессори принимают детей с 3 лет . На занятиях не проводятся физические упражнения, нет музыкальных занятий. Также к отрицательным моментам относится развитие у ребенка индивидуализма. В группе каждый имеет жесткий социальный статус, который не изменяется ни при каких условиях. Совместные игры не предусмотрены: если кто-то перебирает пшено, то это только его выбор, а другим детям лучше начать, например, изучение шершавых букв. У таких садиков нет «продолжения», а в обычных школах их выпускникам зачастую не хватает усидчивости и умения совместно работать с учителем.