«Возрастная сенситивность» и «впитывающее мышление»
В детском психическом развитии Мария Монтессори выделила две основные особенности: «возрастную сенситивность (чувствительность)» и «впитывающее мышление».
Понятие «сенситивные периоды» означает обязательные периоды в развитии детей, которые заложены от природы и характеризуются особой чувствительностью. К ним относятся период восприятия порядка (от рождения до 3 лет), развития речи (0- 6 лет), сенсорного развития (0-5,5 лет), восприятие маленьких предметов (от 1, 5 до 2,5), развития действий (от 1 до 4) и социальных навыков (от 2,5 до 6). «Впитывающее мышление» означает, что мышление ребенка, как губка, впитывающая образы внешнего мира, без разделения их на «хорошие», «полезные» и «плохие», «бесполезные». Поэтому огромную роль имеет предметная и социальная среда, окружение ребенка.
Взрослыми должна быть создана «правильная среда» для ребенка с огромным количеством всевозможных предметов для получения различных сенсорных впечатлений (большие кубики, мелкие бусины, игрушки с шершавой и гладкой поверхностью, переливание жидкости и пересыпание сыпучих предметов), которые представляют собой естественную потребность ребенка. Конечно, грамотная в этом отношении обстановка может быть обеспечена лишь в специализированном детском саду.