Вальдорфская методика
Вальдорфская педагогика – это, по сути, подражание природе и отрицание раннего развития. В начале ХХ века Вальдоф был директором сигаретной фабрики. Он создал новую школьную методику для развития детей своих рабочих. Руководил и направлял его педагогический порыв австрийский философ Рудольф Стайнер.
В Вальдорфской методике обучение состоит из трех этапов: дети до 7 лет обучаются через подражание, затем (до 14 лет) — по преобладанию собственных чувств и эмоций, и только у детей старше 14 лет первоначальное значение приобретает развитие логики. Вальдорфская педагогика исключает наличие какого-то ни было раннего интеллектуального развития до начала обучения в школе (например, чтению начинают обучать только в 3 классе). Дети дошкольного возраста могут только играть и развивать природным путем свою интуицию и воображение. То есть, Вальдорф не рекомендует досрочно вводить в жизнь ребенка неестественные абстрактные символы, коими он называет буквы и цифры.
Разрешаются только самые примитивные игрушки, изготовленные из подручных природных материалов, которые способствуют максимальному развитию воображения, потому что ребенку приходится самостоятельно «додумывать» недостающие детали. Например, у тряпичных или деревянных кукол нет никакого выражения лица. Вальдорфская методика преимущественными являются занятия искусством (особенно театр) и ремеслами. Строго запрещаются телевизор и компьютер. В данной системе до определенного времени предполагается защита ребенка от стрессов внешнего мира, как минимум, до подросткового возраста. Ребенок живет внутри себя, развивая тем самым свои способности.
За один день детям дается только один предмет, предполагающий серьезную умственную деятельность, в средней школе изучение предметов проводится эпохами, большое внимание уделяется психологии индивидуума. При этом ребенок должен обладать особым складом мышления, характером, быть легко внушаемым и не иметь качеств лидера.